
Кризис в Белоруссии, вызванный наглой фальсификацией результатов президентских выборов и последовавшей расправой над тысячами людей, которые не согласились с обманом, имеет прямое отношение к России. Александр Лукашенко правит свой страной на шесть лет дольше, чем Владимир Путин – Россией. Поэтому соседняя страна немного обгоняет нашу по динамике трансформации. До недавнего времени режим в обоих государствах можно было охарактеризовать как «имитационную демократию». Суть его в том, что с помощью всевозможных манипуляций лидеру страны удается создавать ощущение, что некий «глубинный народ» его поддерживает, а не нравится он только отщепенцам, проплаченным иностранными врагами. Однако в определенный момент манипулятивный ресурс истекает, и правитель обречен перейти к прямому насилию над собственным народом. Лукашенко вроде бы хорошо подготовился: полицейские силы продемонстрировали полную беспощадность к протестующим. Однако это не помогло. Очевидно, что тактическая слабость сил, осуществляющих репрессии, заключается в том, что их объективно меньше, чем всех остальных жителей республики. И массовость протестов, их распространение на крупнейшие предприятия заставляет власти отступать. Наблюдая происходящее в Белоруссии, сопереживая нашим белорусским братьям, мы видим свое будущее: в какой-то момент авторитарный лидер отбрасывает «демократический» камуфляж и бросает своих опричников против народа. Если белорусы победят в этом противостоянии, и у нас появится надежда…
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

В Беларуси — классическое временное равновесие сил диктатора и оппозиции. Революционный порыв народа, как и забастовочное движение, не нарастают. Лукашенко, воспользовавшись передышкой, вовсю запугивает натовскими танками на белорусских границах (активная фаза учений войск альянсаDefenderEurope2020 благополучно завершилась около месяца назад), перебрасывает войска к западной границе. При этом грозит всевозможными карами только созданному Координационному совету белорусской оппозиции. И со страстью недавно брошенной жены все звонит и звонит Владимиру Путину, выпрашивая все новых обещаний помочь силой «в случае чего».







Тип государственного правления в России и Беларуси вполне годен для сравнения. И там, и там нет никаких функционирующих институтов хоть в общественном секторе, хоть в политическом. Кроме институтов подавления. И там, и там правила писаны только на бумаге и носят чисто формальный характер. Так, собственно говоря, устроены современные диктатуры, в силу разных причин вынужденные притворяться демократиями. А еще внутри этих диктатур живут люди, которые обычно не очень заметны, но в момент наступления кризиса начинают играть ключевую роль. Предугадать поведение людей совершенно невозможно.

