
Все чаще российской внешней политике недостает аргументов. Она не может внятно объяснить цели России, сводящей любое противоречие с иностранными государствами к военному противостоянию.

Встреча Путина с Ким Чен Ыном дала следующие результаты. Во-первых, удовольствие. «Мы все довольны», — обрадовал журналистов Путин, комментируя итог переговоров. Ким, в свою очередь, поблагодарил Путина «за прекрасно проведенное время». Во-вторых, северокорейский лидер подарил Путину меч. Так что теперь у российского президента есть холодное оружие. В-третьих, Путин пояснил, что «к нуклеаризации надо двигаться постепенно». Это явно был ответ на наивные требования Трампа вывезти ядерное оружие КНДР в США для уничтожения.




В последние годы Владимир Путин не устраивает публичных разносов подчиненным. Под камеры он без конца обсуждает с губернаторами и министрами как улучшить и без того прекрасное положение дел. Это понятно. В ситуации, когда главный начальник руководит страной двадцать лет, любой серьезный провал является его собственным провалом, либо организационным, либо кадровым. Тем примечательнее было расширенное заседание Совета безопасности, посвященное отечественной космической отрасли. Фактически это был настоящий разнос: «Если мы будем топтаться на месте или постоянно говорить о наших прежних достижениях, наверстать упущенное будет просто невозможно…»




Аналитика и экспертиза по международным делам и вопросам безопасности переживает в России смутные времена. Официальная позиция становится все более обскурантистской, а зачастую и просто мракобесной (вспомним хоть знаменитое путинское рассуждение о том, что в результате обмена ядерными ударами россияне гарантированно попадут в рай). В этих условиях специалисты, пытающиеся высказывать хоть сколько-нибудь разумные взгляды, обречены выражаться намеками — не дай Бог, доброжелатели в погонах и без объявят «иностранным агентом». Однако и их оппоненты, именующие себя «государственниками» и «патриотами», тоже оказались в непростом положении.
