Итоги года
04 октября 2024 г.
Итоги года. Окончательная самоизоляция
1 ЯНВАРЯ 2021, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

ТАСС

2020-й — это год самоизоляции. Ковидная пандемия показала: глобализация, чьи плоды, казалось, стали неотъемлемыми элементами жизни, очень даже обратима. Закрылись границы. На аэродромах застыли пассажирские самолеты. Общение свелось к конференциям по Zoom. Вводя все новые ограничения, власти каждой страны старались как могли утешить подведомственных граждан: мол, все это ненадолго. И только в одном государстве решили закупориться еще плотнее, чем требует борьба с эпидемией. Причем закупориться навсегда.

Ведь смысл экстренно принятых Россией законов об «иностранных агентах», в которые можно отныне записать практически любого, заключается в том, чтобы полностью загерметизироваться, прервать всякое общение с заграницей. Фактически это попытка объявить вне закона любые представления об окружающем мире, кроме официальных. Всякий, кто рискнет заявить, что Земля — круглая, иностранный агент, который намерен разными способами подрывать российский суверенитет.   

Ушедший год показал, что деградация — процесс, который не имеет предела. Оказались посрамлены все те, кто полагал (включая и автора этих строк), что Владимир Путин и его окружение живут в мире Real Politik XIX века. Той самой примитивной империалистической логики, где сильный всегда прав. Где «мелкие» страны не более чем жалкие пешки на шахматной доске, на которой великие державы разыгрывают свои бесконечные партии, воюя за мировое господство. Увы, подобный взгляд на восприятие главным российским начальником окружающего мира был излишне позитивным и благодушным. История с командой убийц, годами ждавших приказа об отравлении Навального, отсылает нас уже в Средневековье, во времена Цезаря Борджиа и Екатерины Медичи. Можно еще обсуждать, насколько лидеры ведущих государств готовы сегодня воспринять «партнера», живущего в логике Бисмарка и Меттерниха, но совершенно невероятно, чтобы кто-то из западных руководителей стал общаться с тем, кто хоть как-то связан с нанесением отравы на гульфик политического оппонента.

ТАСС

Представители так называемой российской элиты лишь презрительно ухмылялись, когда слышали о том, что главная проблема отношений России и Запада заключается в разрыве ценностей. Да бросьте, никаких ценностей, никакой морали не существует вовсе, отвечали они. Всем правят голые интересы, понадобится — так и с людоедами эти лощеные западники целоваться будут. Оказалось, что и «контрпартнеры» развиваются. Да, вчера еще с Бокассой лобзались, Самосу своим сукиным сыном называли. А сегодня не хотят. Или не могут. Западные политики, конечно, люди прожжённые и для пользы дела готовы общаться с кем угодно. Только вот представления о добре и зле в их странах сильно изменились. Сегодня контакты с авторитарным режимом могут нанести непоправимый ущерб репутации и поставить крест на карьере политика. Так свеженазначенный Трампом в 2017-м советник по национальной безопасности Майкл Флинн за контакт с российским послом не только покинул должность через три недели, но впоследствии и в тюрьму сел.

Окончательно заткнулись те, кто накануне присоединения Крыма, убеждал публику, что западники покричат-покричат да и забудут. В 2020-м в отечественную внешнюю политику пришла новая реальность: дипломатия как конфиденциальный обмен мнениями в поисках взаимоприемлемого компромисса оказалась невозможна в принципе. Особенно ясно это проявляется в российско-американских отношениях. Замечательным результатом внешнеполитической деятельности Кремля стало то, что в Америке, разделившейся на два противоположных лагеря по всем сколько-нибудь значимым проблемам, консенсус обнаруживается лишь в одном-единственном вопросе. А именно, в сугубо отрицательном отношении к российскому государству во всех его проявлениях. Такого не было даже в худшие времена американо-советского противостояния, например, в начале 1980-х. Всегда в Вашингтоне находились влиятельные и авторитетные политики, выступавшие за диалог с Москвой. Сейчас такого не наблюдается. Республиканскую администрацию Трампа, с ее бесконечными санкциями, с ее отказом от важнейших разоруженческих договоров, меняет демократическая администрация, которая, по общему мнению, будет вести себя в отношении России еще жестче. Вполне вероятно, что одним из первых шагов будет решение о новых санкциях в ответ на беспрецедентную кибератаку (наши разведчики не только трусы застирывать умеют).

В этих условиях дипломатия становится просто излишней. За месяц до прихода в Белый дом нового хозяина, в период, когда принято выражать сдержанную надежду на взаимовыгодное сотрудничество, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявляет нечто шокирующее: «Российская Федерация должна, на мой взгляд, переходить к двухтрековому подходу: тотальное сдерживание США по всем направлениям, поскольку политика США глубоко враждебна по отношению к России и противоречит нашим фундаментальным интересам. Это первая сторона — сдерживание. Вторая сторона — это диалог выборочный, вовлечение США только по тем сюжетам, которые нам интересны, не по тем сюжетам, которые интересны только им». Итак, главное направление — это тотальное сдерживание по всем направлениям, то есть новая холодная война. Диалог лишь как исключение. Когда подобное произносит дипломат, это фактический отказ от профессии.

Можно сдавать дела и отправляться в замы к генералу Конашенкову. Тем более, что вооружения, прежде всего ядерные, судя по всему, и являются главным, если не единственным резервом внешней политики Кремля. Во время недавней «пресс-конференции», выдвигая всевозможные претензии Западу, Владимир Путин не скрывал раздражения тем, что «партнеры», ну, никак не желают действовать по кремлевскому сценарию: «Возникли у России виды оружия, современные, гиперзвуковые системы, которых нет ни у кого в мире. Мы отдаём себе в этом отчёт, мы же не против того, чтобы учитывать это обстоятельство. Но с нами до сих пор никто вообще на этот счёт никак не разговаривает».

Надо признать, что в таком подходе есть смысл. Рано или поздно представители западных стран сядут за стол переговоров — не зря же главный российский начальник время от времени напоминает им о возможности «ответно-встречного» ядерного удара. К тому же предотвращение всеобщей войны — единственная достойная цель, которая может извинить Россию в глазах западной общественности.

Таким образом, даже при самом благоприятном развитии состояние российской внешней политики сможет приблизиться к советской дипломатии. Полностью закрытая страна, с которой окружающий мир если и хочет общаться, то только о том, как избежать взаимного уничтожения.  

ТАСС

Фото: 1. Россия. Москва. Сотрудники Росгвардии во время пандемии коронавируса COVID-19. Артем Геодакян/ТАСС
2. 11.12.2020. Россия. Калининградская область. Пуск противокорабельной ракеты П-15 "Термит", являющейся ракетой-мишенью для корвета проекта 20385 "Гремящий", который проходит госиспытания в Балтийском море. Стрельбы велись зенитным ракетным комплексом морского базирования "Редут", артиллерийскими установками АК-190 и АК-630 по ракете-мишени, имитирующей противокорабельную крылатую ракету условного противника. Снимок с видео. Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС
3. Россия. Приморский край. Танк Т-72Б во время отборочного этапа всеармейского конкурса "Танковый биатлон-2021" среди танкистов пятой общевойсковой армии Восточного военного округа на полигоне Сергеевском. Юрий Смитюк/ТАСС












  • Максим Блант: Если суммировать итоги года, то самый неожиданный итог состоит в том, что коронавирус не закончился.

  • «Московский комсомолец»: Враг снаружи, и мы отлично подходим на его роль…

  • Глеб Яровой: Я думаю, это план на 2022 год (ну точно не позднее марта 2024 г.) - лишать гражданства за политические вщгляды. Можно даже автоматизировать процесс...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Итоги-2021. Аресты, аресты, аресты — и ликвидации
11 ЯНВАРЯ 2022 // АНДРЕЙ СОЛДАТОВ, ИРИНА БОРОГАН
Прошлый год никак нельзя назвать скучным, события развивались динамично, правда, не в очень оптимистичном направлении. И на этот раз не только для независимых журналистов и оппозиционных политиков, но и для российских элит. Арест после неудавшегося побега Марины Раковой, вице-президента Сбербанка, бывшей замминистра просвещения, а затем и задержание ее мужа, разлученные с родителями маленькие дети — это новый уровень жестокости власти против своих же.
Итоги - 2021. Быть от России независимым либо дружественным. Вот в чем вопрос
9 ЯНВАРЯ 2022 // АРКАДИЙ ДУБНОВ
Начать надо за здравие, а за упокой, как водится, потом. Так вот, 2021-й, впрочем, как и 2020-й, был для постсоветского пространства, хотя бы для одной его части, ошеломительно удачен. Конечно, я имею в виду Туркмению. Только туда, в этот Аллахом спасаемый уголок мирового пространства, как нам сообщают, вот уже второй год, благодаря отчаянным пассам местного Аркадага (Покровителя по-туркменски), никакой штамм вражеского ковида так ни разу не залетел. Мы привыкли с жалостью относиться к городским сумасшедшим, может показаться, что и к мировому сумасшедшему так тоже можно. Но тут другое, этот людей травит и мучает уже 15 лет, а миру все нипочем…
Итоги 2021. Итоги окаянного года
9 ЯНВАРЯ 2022 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Радикальная зачистка страны: Навальный в тюрьме, его штабы и «Открытая Россия» МБХ ликвидированы, оба «Мемориала» уничтожены, «Яблоко» самоубилось, выборов больше нет. Кремль грозит войной и предлагает Западу капитулировать. Это все – подготовка. К чему? Ответ дает понимание того, к какому агрегатному состоянию вещества относится В.В. Путин. 2021 год – легкая добыча для подведения итогов. Все очевидно. Худший год для нормальных людей, год триумфа для подонков. Попробуем заглянуть за фасад этой очевидности и понять, что за процессы идут во власти и в обществе и к чему Путин готовит Россию. Об этом и о главном выводе, который можно извлечь из событий этого года, я скажу в конце.
Уроки 2021. «Не надо думать! С нами тот, кто все за нас решит»
8 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Что принес нам 2021 год? Обычно авторы пишут об инфляции, о падении жизненного уровня простых граждан. О том, что историческая память народа власть предержащими целенаправленно уродуется и искажается. Из страны выдавлены миллионы критически мыслящих. Зато в редакциях российских СМИ музыку заказывают приспособленцы и негодяи. Многие наши сограждане уже пребывают в страхе и боятся выказывать свое отношение к авторитарной власти, к произволу силовиков и противоправным приговорам российских судов. Все это так, хотя, объективно, уровень доверия россиян к авторитарной власти упал и продолжает снижаться. В России неизбежно наступит время радикальных перемен.
Итоги-2021. Нисхождение во мрак
7 ЯНВАРЯ 2022 // ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО
Ничто явленное однажды не исчезает из мира. Это наглядно видно в России на событиях последнего времени. Уровень насилия, произвола и абсурдности происходящего в нашем социуме во многом напоминает обстановку позднесоветских лет. Налицо, впрочем, лишь сходство в атмосфере, в некоторых методах подавления инакомыслия. Нет в стране царящей коммунистической Идеологии с ее всепроницаемым цинизмом, превращавшим общество в царство мертвых. Однако когда умные головы говорят нынче, что мрак, обрушившийся на российское общество, достиг предела и вот-вот рассеется, они явно выдают желаемое за реальность.
Итоги - 2021. Интервью с собой
6 ЯНВАРЯ 2022 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Иногда на острые ответы решается только внутреннее «я».– Давайте о традиционном. Так каковы итоги? – Положим, про итоги все и так догадываются. Но я вам скажу такую вещь: в середине 90-х я спорил со своим товарищем, который прямо входил в самое горнило российской власти, причем не просто входил, а со своей идеей строительства нового государства. Я не хочу сейчас называть его фамилию, но только чтобы не переключать внимание на личность. Главное, о чем был спор. На мой взгляд, и я ему об этом говорил, уже тогда началось скольжение от высокой планки ожиданий, порожденных антикоммунистическим переворотом августа 1991 года, куда-то вниз. И в принципе все с этим наблюдением соглашались...
Итоги - 2021. Россия – Украина – США: ультиматум или запрос?
5 ЯНВАРЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Проблема России, влияющая на принятие как стратегических, так и в определенной степени тактических внешнеполитических решений, в том числе и по украинскому вопросу, заключается в разрыве между официальными приоритетами и общественными настроениями, который будет усиливаться в связи со сменой поколений. И ситуация в российском обществе отличается как от Востока, так и от Запада. В Китае и Индии очевиден взлет национализма, оформившийся, соответственно, при Си Цзиньпине и Нарендре Моди. Основой национализма в этих странах является экономический рост, в числе бенефициаров которого – образованная молодежь, ориентированная на ценности самореализации и при этом укрепление позиций своей страны в мире.
Итоги-2021. Что было, что будет и чем сердце успокоится?
4 ЯНВАРЯ 2022 // ЛЕОНИД ГОЗМАН
ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ? Ничем не успокоится. Впереди у нас испытания, сравнимые с Великой отечественной, предотвратить их мы не можем. Но мы можем пройти их достойно, сохранив самоуважение и внутреннюю свободу. Если это нам удастся, то после того, как все рухнет — а никто не знает, когда это произойдет, но точно произойдет в обозримом будущем, — есть шанс построить новую страну. Или, точнее, вернуться на тот магистральный путь человеческого развития, с которого нас столкнули в 1917-м, а потом еще раз в нулевые. Если у кого есть возможность заказать другого Деда Мороза, буду очень признателен. С Новым Годом!        
Итоги-2021. Взлетаем в пропасть
3 ЯНВАРЯ 2022 // АНТОН ОРЕХЪ
Обычно под конец года не только подводят итоги – веселые и не очень, – но и выражают надежду на лучшее, на приятные новости, на то, что плохое уйдет, а хорошее наступит. Я тоже так делаю обычно. Но не в этот раз. Нет ни капли оптимизма и ни одной позитивной мысли в преддверии наступающего 2022 года.   Уходящий год простился с нами ликвидацией «Мемориала». В том, что его ликвидируют, у меня не было ни малейших сомнений. Когда Путин достал на СПЧ справочку, что среди миллионов имен реальных жертв репрессий в списки «Мемориала» попали (по ошибке, которая к тому моменту уже была исправлена!) три пособника нацистов – стало всё ясно.
Итоги-2021. Отделение для буйных
2 ЯНВАРЯ 2022 // НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
Может быть, когда-нибудь и даже скоро мы будем вспоминать уходящий 2021 год с грустной ностальгией: как-никак войны нет, быт все ещё буднично стабилен. Но сейчас прощаемся с ним совершенно без сожалений. Ничего хорошего не вспомню. Пандемия началась раньше, но как-то укрепилась. Вроде бы и репрессии не сейчас начались, но стали более массовыми и какими-то уже нездорово привычными. Что точно изменилось – это стилистика режима, по-видимому, он достиг молочно-восковой спелости. Исчезло ощущение стыда, на все стало плевать, и внутри, и вовне – гори все ясным пламенем.