С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар
В последнее время в официальных российских СМИ зазвучали «страшилки» о якобы приближающихся коренных изменениях в украинской внешней политике, о ее окончательном уходе на Запад и полном разрыве с Россией. Один телевизионный канал в репортаже о праздновании годовщины освобождения Киева от фашистов дошел до того, что объявил нынешние празднества последними. Дескать, сейчас Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, потом вступит в НАТО, а потом ей будет неловко вспоминать о том, что Красная Армия освобождала столицу Украины от войск, носивших ту же форму, что и ее новые союзники... Но к внешнеполитической реальности все это не имеет никакого отношения.
За две недели до подписания соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной связанные с этим события сплетаются в какой-то детективный сюжет а-ля Юлиан Семенов. С одной стороны, Киев продолжает торговаться с Брюсселем вокруг выезда в Германию на лечение Юлии Тимошенко. Между тем, ее выезд — одно из главных условий, выставленных Европейским союзом. Одновременно развивается интрига с таинственными переговорами Януковича с Путиным, состоявшимися, по данным СМИ, в субботу на военном аэродроме. Некоторые наблюдатели утверждают, что на встрече достигнут сенсационный прорыв и Путин с Януковичем помалкивают, опасаясь спугнуть удачу.
Действительный член Российской академии наук Сергей Юрьевич Глазьев, которому Кремль поручил удержать Украину в российской узде, — лжец, шантажист, мошенник и грубиян. Это не брань. Здесь вообще не место всплескам расстроенных чувств. Откройте толковые словари, выпишите столбиком значение каждого слова, и вы убедитесь, что все они наполнены строгим терминологическим смыслом.
В конце ноября в Вильнюсе будет решаться, создаст ли Украина ассоциацию с Европой. Уже готов согласованный проект договора. Сторонам осталось поставить подписи. Но не все так просто. Еще сидит в тюрьме Юлия Тимошенко, что неприемлемо для Европы.
Европейским потребителям российского газа пора начинать беспокоиться: в российско-украинские отношения возвращается газовый шантаж. Длящиеся два с половиной месяца попытки заставить Украину отказаться от ассоциированного членства в ЕС и присоединения к европейской зоне свободной торговли лишь укрепили уверенность Киева в том, что европейский выбор был сделан правильно. Через день после последней безуспешной попытки Путина вразумить украинского коллегу в ход пошел последний аргумент – газовый вентиль. Газпром обнаружил, что Киев задолжал 882 миллиона долларов за поставленный в августе российский газ и пригрозил перейти на предоплату.
Понятно, что реально речь идёт о политике, о том, что в конце следующего месяца Украина должна подписать соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом. Понятно, что у России не так много инструментов давления на Украину. И понятно, что одним из таких инструментов является уже давно апробированное, так сказать, «газовое оружие». Только что была встреча российского и украинских президентов, и по результатам можно предположить, что они в очередной раз ни о чём не договорились. К чему это может привезти?




