
С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар


Произошедшие события совершенно подрывают доверие внутри Украины к этим договорённостям и ставят под вопрос выполнение последующих пунктов. В ближайшее время максимум, о чём может идти речь – это попытки добиться хотя бы частичного прекращения огня. Ни о каком отводе тяжёлых вооружений в ближайшей перспективе не может идти и речи. В условиях, когда боевики так грубо нарушают договорённости, доверять им нельзя, и тяжёлое вооружение – это средство сдерживания. Так что сейчас все пункты Минских соглашений под большим вопросом, кроме, может быть, обмена заложниками и военнопленными.




По сообщению местного информагентства, руководитель ДНР Александр Захарченко «поступил на лечение в больницу с диагнозом ''осколочное ранение в ногу''». Впрочем, ранение не серьезное, и, как говорят в руководстве самопровозглашенной республики, через три дня Захарченко вновь будет в строю. Важно отметить, что неприятность с лидером ДНР случилась во время боев за Дебальцево, на второй день столь громко анонсированного перемирия. Правда, боевики из ДНР утверждают, что, поскольку ситуация вокруг Дебальцево минскими соглашениями никак не учитывается, то и бои, которые там происходят, перемирия ни в коем случае не нарушают.




Перемирие как таковое, даже если не брать неизбежные в таких условиях отдельные случаи спонтанной стрельбы, продлилось фактически меньше суток. Потом зазвучали обвинения в массированных обстрелах. По всей видимости, эти обстрелы начались со стороны сепаратистов, потому что сегодня в российских СМИ и блогах идёт массовая кампания — украинцев обвиняют ровно в том, в чём они сами обвиняли ополченцев ещё вчера. И судя по тому, что вчера эти обвинения еще не звучали, нарушили это перемирие первыми всё-таки сепаратисты.На данный момент это уже не так важно для процесса мирного урегулирования, хотя потом может быть важно для Запада.