
С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар

В 1918 году вышла книга Шпенглера «Закат Европы», в которой автор предрекал скорую гибель европейской культуры, которая не выдержит конкуренции с культурами более молодыми, прежде всего азиатскими. Пессимизм Шпенглера тогда некоторые объясняли тем, что, будучи немцем, он пребывал в депрессии вместе со всей Германией, проигрывавшей (и в конце того же года проигравшей) мировую войну. В значительной части Европы, прежде всего в странах-победительницах, а также в США тогда царил оптимизм. Главный архитектор послевоенного мира, президент США Вильсон торжествовал по поводу начавшейся в мире эры всеобщей демократии.

Президент Украины Петр Порошенко внес в Верховнуюраду законопроект, который определяет на три года особый статус Луганской и Донецкой областей, контролируемых отчасти сепаратистами. Документ вводит на этих территориях «особый порядок местного самоуправления». Кроме того, объявлена амнистия для всех участников конфликта за исключением совершивших особо тяжкие преступления. Решение об особом статусе было одобрено всеми сторонами конфликта в Минске. Государство также гарантирует «недопущение уголовного преследования лиц — участников событий на территории Донецкой, Луганской областей… Запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, которые имели место в Донецкой, Луганской областях». Законопроект также рекомендует провести 9 ноября 2014 года на территориях с особым статусом внеочередные местные выборы.




В последнее время стал замечать: стоит попытаться сострить и вскоре вполне незамысловатая шутка возвращается в виде сугубо серьезного заявления одного из российских начальников. Вот пару недель назад я с некоторой долей сарказма воздал должное прозорливости В. В. Путина, который еще в 2007-м предупреждал о том, что коварная НАТО намерена окружить Россию сетью своих баз. Прошло семь лет, и предсказания реализовались. Правда, для этого понадобилось аннексировать Крым и устроить войнушку на юго-востоке Украины, сыронизировал я. Но это мне казалось, что я иронизировал. Нынче, председательствуя на заседании Военно-промышленной комиссии, президент великой державы вполне всерьез заявил...




Уже через несколько часов после объявления перемирия на Юго-Востоке Украины возобновились ракетные и артиллерийские обстрелы. Особенно драматично развивается ситуация вокруг Мариуполя – второго по величине города Донецкой области и стратегического порта, от контроля над которым, похоже, не готова отказаться ни одна из сторон. Артиллерийские дуэли в окрестностях города продолжаются. Украинские войска готовятся к новым попыткам штурма со стороны ополченцев и российских «отпускников». Министр МВД Украины заявил, что в город стянуты подкрепления. Мариуполь может оказаться тем «яблоком» раздора», обладание которым окажется важнее слишком хрупкого мира.