
С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар

Уходящая неделя относится к тем, которые будущие историки обязательно назовут судьбоносными. Она вместила в себя и попытку сил мятежников атаковать Мариуполь, и достижение в Минске договоренностей о прекращении огня, и ожидание новых санкций в отношении России, и начало фактического перехода НАТО к политике сдерживания Москвы. На саммите НАТО были приняты решения, которые генеральный секретарь Андерс Фог Расмуссен назвал ясным сигналом для России. Альянс приступает к формированию новой военной группировки, Оперативных сил наивысшей готовности. Неофициально их уже назвали «Острием копья» натовских Сил быстрого реагирования.

В Минске начались переговоры контактной группы по вопросам прекращения огня на Юго-Востоке Украины. Накануне президент Украины Петр Порошенко, принимающий участие в саммите НАТО в Великобритании, заявил, что уже сегодня в 15.00 по московскому времени может быть объявлено о прекращении огня. Это произойдет в том случае, если контактная группа подпишет соглашение о перемирии. О своей готовности прекратить огонь заявили и представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Помимо прекращения огня, в Минске должны быть решены вопросы обмена пленными по схеме «всех на всех», а также организация коридоров для выхода из окружения украинских частей.




Сегодня, находясь на саммите НАТО в Уэльсе, просто кожей ощущаешь, насколько изменилось отношение к твоей стране. Никто в принципе не ждет от нее никаких миротворческих инициатив. Единственный вопрос, которым сегодня задаются участники встреч лидеров западных государств: когда же русские уйдут? Действия Кремля на Украине практически до основания разрушили область взаимного доверия между нашей страной и Западом. В этой связи чрезвычайно показательно, как здесь отреагировали на путинский мирный план, выдвижение которого явно подгадали к началу натовской встречи в верхах. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, которого спросили об отношении к этому плану, не стал прибегать к обтекаемым дипломатическим формулировкам: «Сначала о так называемом «мирном плане».




Понятно, что задача этого плана — закрепить уже достигнутый результат, стабилизировать ДНР и ЛНР и сохранить их как военно-политический фактор. При этом вряд ли кто-то сможет реально запретить им расширить свою территорию влияния на те районы, где сейчас висят украинские флаги, но нет украинских солдат.С другой стороны, есть вопрос того, готова ли сейчас Украина к серьёзной войне. Понятно, что такой план Киев не устраивает, но может ли он от него отказаться? Украинские войска понесли серьёзные потери, там разногласия между военным командирами и руководством добровольческих батальонов, в которых очень сильно недоверие к руководству Генштаба.