
С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар

Как же все-таки повезло нашей Родине, что у нее есть такой вице-премьер, как Дмитрий Олегович Рогозин. Враги непрерывно встающей с колен России еще только придумывают очередную каверзу, а Рогозин уже — раз-два! — и нашел надлежащие контрмеры. Вот и сейчас, стоило украинскому президенту Петру Порошенко принять решение о полном запрете сотрудничества с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса, как Рогозин тут же отреагировал. «Поздно. 10 июня по поручению Правительства РФ Минпромторг внес в ВПК план полного импортозамещения военной продукции из Украины».




Насколько выполнимо распоряжение Петра Порошенко о взятии границы под контроль, покажет ближайшая неделя или пара недель. На данный момент невозможно однозначно это предсказать, потому что оценить ресурсный потенциал вооружённых сил Украины для перекрытия границы полностью очень сложно, это известно только военным. Теоретически это возможно, но однозначно силами пограничников, без привлечения вооружённых сил, обойтись нельзя. Необходимость в этом есть — если граница останется открытой, война продолжится, потому что её основной источник — поставки вооружения и людей из России.




Длившиеся около двух месяцев российско-украинские газовые переговоры так и не принесли никакого результата, поэтому с понедельника Газпром перевел украинский «Нафтогаз» на предоплату и готовит иск в Стокгольмский арбитраж. А поскольку по цене, которую предлагает российская газовая монополия, Киев покупать газ не готов, «режим предоплаты» означает прекращение поставок топлива. Москва официально уведомила Еврокомиссию о возможных перебоях в поставках газа из России в Европу, если «Нафтогаз Украины» начнет несанкционированный отбор из транзитной трубы, как это было в 2009 году.
