С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар
В четверг состоится заседание Генеральной Ассамблеи ООН, на котором будет рассмотрена подготовленная Украиной резолюция, где предлагается признать недействительными результаты прошедшего в Крыму 16 марта референдума о присоединении к России. В резолюции утверждается, что референдум не имеет никакой законной силы и не может служить основанием для изменения статуса Автономной Республики Крым и Севастополя в составе Украины. Российский МИД заранее заявил, что резолюцию выполнять не собирается, поскольку носит она рекомендательный характер. Такой демонстративный отказ — лишний шаг к международной изоляции страны.
17 марта состоялась маленькая победоносная аннексия Крыма. США в тот же день ответили санкциями, которые, по сути, смехотворны. «Первый раунд санкций должен был послать сигнал Москве, что если она пойдет дальше, то и мы пойдем дальше», — заметил глава МИДа Швеции Карл Бильд.18 марта, выступая в Совете Федерации, Владимир Путин произнес речь, в которой фактически заявил о правах России на юго-восток Украины.
Цена Крыма? Не в геополитическом смысле, а чисто финансовом. Сколько денег он принесет в бюджет, и сколько он оттуда заберет? Крымские пенсии, с учетом числа военных пенсионеров, будут стоить около 80 млрд руб. в год – это больше трети дефицита Пенсионного фонда, ради которого в прошлом году вдвое увеличили отчисления с ИЧП (что привело к ликвидации 720 тыс. оных). Как минимум в сопоставимую сумму обойдутся 200 тыс. крымских бюджетников и правоохранители.
Одним из главных последствий текущей турбулентности можно считать то обстоятельство, что государство, после почти четвертьвековых потуг, наконец-то сгенерировало национальную идею. Идея эта проста: мы русские, и гордимся этим. И наша задача — собрать вокруг себя наши «исконные земли». Эта идея прекрасна тем, что от конкретного человека вообще ничего не требуется, кроме восторга. Гордиться нужно не плодами своего труда, не реальными достижениями, а самим фактом своего существования, своим происхождением, которое автоматически делает тебя особенным. И земли исконные нужны не для чего-то, а просто «чтобы были».
В субботу, 22 марта, по сообщениям самых разных информагентств, погранслужба Украины якобы заблокировала выезд из Крыма. Приводились и драматичные делали: дескать, в связи с этим украинские военнослужащие, не пожелавшие переприсягать России и сохранившие верность Украине, не могут покинуть территорию Крыма. Не очень понятно, зачем внимание аудитории направили именно на эти подробности. Видимо, подразумевалось, что теперь из-за украинских силовиков верные долгу люди и члены их семей подверглись страшной опасности. То есть оказались заблокированными на вражеской территории, где их ждет неминуемая расправа…
Праздничный салют в Москве в честь захвата Крыма, что и говорить, был красочным. Зло вообще любит рядиться в красивые одежды, всяческиприукрашиватьсебя, напускать налет загадочности, романтичности, сентиментальности и пафоса. Так легче выдать отраву за деликатес. Военная победа над Украиной не была впечатляющей, оттого гром оркестров должен заглушить всякие сомнения в правоте и героизме отечественных милитаристов. В самом деле, какое впечатление на нормального человека должен произвести захват украинских воинских частей в Крыму, когда впереди русских солдат и ряженых казаков шли женщины и дети? Чтобы украинские военнослужащие не вздумали стрелять по захватчикам! Что же это за бравые герои, которые прикрываются женщинами и детьми как живым щитом? Трусы, да и только.
События уходящей недели развиваются с такой поразительной стремительностью, что порой их не то что осмыслить, но и просто поймать бывает затруднительно. Особенно в условиях информационной блокады, важнейшей составной части широкомасштабной пропагандистской кампании, которая, по всем законам жанра, сопутствует новой внешней политике Кремля. Охранительные меры — окончательная зачистка и стерилизация медийного пространства, уничтожение независимых СМИ — подкрепляются валом лобовой, примитивной, замешанной на неприкрытой лжи и вопиющем лицемерии государственной пропаганды, которая ежедневно обрушивается на голову среднестатистического гражданина России.
Две недели назад на пресс-конференции Владимир Путин объявил, что если он введет войска в Украину, то «только для защиты украинских граждан». И пускай попробуют «стрелять в своих людей, за которыми мы будем стоять сзади, не впереди, а сзади. Пускай они попробуют стрелять в женщин и детей!». Не прошло и двух недель, как слова Путина стали явью: штаб ВМС Украины в Севастополе был взят митингующей толпой. Украинские военные не стреляли, потому что в толпе были женщины. Оказалось, что то, что говорил Путин – это и есть военная стратегия, которой Россия будет придерживаться в войне с Украиной.




