
В последний день октября 2013 года Мосгорсуд принял прецедентное решение, признав недействительным свидетельство о регистрации информационного агентства «Росбалт». Поводом стала жалоба Роскомнадзора в связи с неоднократным нарушением «Росбалтом» статьи 16 закона «О СМИ». Проще говоря, за размещение материалов, содержащих нецензурную брань. Недовольство Роскомнадзора вызвали размещенные на сайте агентства два ролика - новой песни группы Pussy Riot, в рамках июльской публикации «Pussy Riot осквернили нефтяные вышки», а также «Джигит из Краснодара» о задержании «буйного южанина с топором». Агентство подчеркивает, что ненормативная лексика, действительно звучавшая на видео, была предварительно закрыта заглушкой, а сами ролики в тот же день, когда ведомство выдвинуло претензии, руководство «Росбалта» удалило с сайта.




Комитет Госдумы по культуре рекомендовал принять в первом чтении законопроект о штрафах за неоправданное использование иностранных слов при публичном распространении информации на русском языке. Согласно законопроекту, во время публичного выступления на русском языке использование иностранных слов, имеющих русский аналог, будет караться штрафом для граждан до 2,5 тысяч рублей, для должностных лиц — до 5 тысяч, а для юридических — до 50 тысяч рублей. Понятно, что депутатский «восторг запретительства» сам по себе не иссякнет. Так что пора, мне кажется, прекращать внимательно следить за подобными инициативами.




События последних месяцев стремительно подвели Россию к черте, за которой свободный обмен мнениями и информацией станет возможным только на кухнях. Без объяснения причин заблокированы независимые интернет-ресурсы Грани.ру, ЕЖ.ру, Каспаров.ру. Лишен каналов распространения «Дождь». Взяты под государственный контроль основные операторы Рунета: произошла смена руководства социальной сети «ВКонтакте», идет наступление на «Яндекс». Ограничения свободы слова в Интернете происходит практически ежедневно, путем как законодательных ограничений, так и необоснованных судебных преследований пользователей.

Последнее, что имеет смысл обсуждать после встречи Путина с лидерами рунета, что сказал на этой встрече сам Владимир Путин. Как это часто бывает с российским президентом, он отделался крайне общими заверениями о поддержке всяческих свобод, сделав при этом вид, что все последние законодательные инициативы в интернете связаны исключительно с борьбой с педофилами, пропагандой наркотиков, терроризма и суицидов.

Руководство фестиваля, которое является также и руководством ЦДХ, получило письмо, которое представляет собой абсолютно демонстративный пример предварительной цензуры. Формально цензура у нас в стране запрещена Конституцией, однако чиновники Министерства культуры позволяют себе цензурировать программу фестиваля, «поскольку обозначенное мероприятие противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям». По всей видимости, где-то между двумя стиральными машинами в своей прачечной они сами формулируют, утверждают и объявляют обязательными эти традиционные нравственные ценности.