
С того момента, как Кремль начал прямое и откровенное вмешательство в кризис на Украине иприступил каннексии Крыма, перед странами Запада встал вопрос о том, каким образом можно помешать этим действиям. Дипломатические средства не работали: не заботясь даже об элементарном правдоподобии своей интерпретации событий, Кремль манипулировал фактами, не проявляя никакой готовности к компромиссам. Санкции стали единственным средством воздействия. Рассматривались несколько вариантов: от символических мер — ареста счетов и собственности отдельных «стрелочников», до широкомасштабных ограничений по примеру санкций против Ирана (арест счетов, принадлежащих госкомпаниям, запрет на возможность использования финансовых институтов Запада). Однако как только в США и Евросоюз всерьез задумались о введении санкций, сразу обозначились серьезные проблемы. Во-первых, в результате неизбежных «ответных мер» России могли серьезно пострадать компании, ведущие бизнес в нашей стране, экономические интересы Запада в целом. Во-вторых, высказывались опасения, что слишком жесткие меры могут лишь ожесточить Кремль, вместо того чтобы вернуть его на путь реализма…


Происходящее на российско-белорусской границе можно назвать только новым витком дискредитации самой идеи Таможенного союза, а также возникающего с 1 января Евразийского союза. Понятно, что во введённых Кремлём запретах на реэкспорт через Белоруссию европейских товаров ничего естественно-экономического нет. Не говоря уже об отправке из Белоруссии в Казахстан товаров, которые, среди прочего, были сделаны на территории, являющейся единым таможенным пространством. В угоду очевидной политической экзальтации тут попираются не просто все законы экономики, но и прямые обещания соблюдать эти законы.


В целом, складывается ощущение, что НАТО заняла оборонительную позицию. Организация ясно обозначила свои требования, приложила усилия к обеспечению безопасности союзников и готова ждать, когда Россия примет то или иное решение. НАТО пытается дать понять, что они готовы вернуться к диалогу, но не планируют закрывать глаза на российские авантюры, как военные, так и дипломатические, и не собираются отказываться от своих прав и возможностей, даже если это вызывает раздражение в Москве. Такая выжидательная позиция передаёт инициативу в руки Владимира Путина, и остаётся только смотреть, на какие именно шаги его толкнёт стремительно ухудшающаяся экономическая ситуация в стране.



Президент Франции Франсуа Олланд фактически наложил вето на передачу России первого вертолетоносца «Мистраль». Елисейский дворец объявил, что действия МосквывУкраине не создают условий для передачи боевого корабля. Российские чиновники в ответ грозят обратиться в международный арбитраж и отсудить 3 миллиарда евро (за два корабля Россия должна была заплатить 1,2 миллиарда евро), а некоторые депутаты Госдумы предлагают прекратить импорт французских вин. Очевидно, ситуация зашла в тупик. Менять свою политику в отношении Украины Кремль не собирается никак. А французским властям меньше всего хотелось бы вдруг обнаружить, что построенные ими корабли высаживают десант на черноморском побережье Украины.


