
С того момента, как Кремль начал прямое и откровенное вмешательство в кризис на Украине иприступил каннексии Крыма, перед странами Запада встал вопрос о том, каким образом можно помешать этим действиям. Дипломатические средства не работали: не заботясь даже об элементарном правдоподобии своей интерпретации событий, Кремль манипулировал фактами, не проявляя никакой готовности к компромиссам. Санкции стали единственным средством воздействия. Рассматривались несколько вариантов: от символических мер — ареста счетов и собственности отдельных «стрелочников», до широкомасштабных ограничений по примеру санкций против Ирана (арест счетов, принадлежащих госкомпаниям, запрет на возможность использования финансовых институтов Запада). Однако как только в США и Евросоюз всерьез задумались о введении санкций, сразу обозначились серьезные проблемы. Во-первых, в результате неизбежных «ответных мер» России могли серьезно пострадать компании, ведущие бизнес в нашей стране, экономические интересы Запада в целом. Во-вторых, высказывались опасения, что слишком жесткие меры могут лишь ожесточить Кремль, вместо того чтобы вернуть его на путь реализма…


Через несколько часов после того, как Госдума ратифицировала подписанный Путиным договор о присоединении к России Крыма и Севастополя, президент США Барак Обама заявил о расширении списка лиц, в отношении которых вводятся санкции. Помимо ряда российских чиновников из ближайшего окружения Путина, в список попали олигархи из кооператива «Озеро» – Геннадий Тимченко, Владимир Якунин, братья Ротенберги и Юрий Ковальчук. А заодно и банк «Россия», который вошел в список отдельной строкой. Кроме того, Обама сообщил, что уже подписан указ о введении ограничительных мер в отношении ключевых отраслей российской экономики.

После долгого и мучительного раздумья руководители США и Евросоюза объявили о введении санкций протии конкретных российских чиновников и депутатов, которые повинны в нарушении суверенитета и территориальной целостности Украины. Белый дом объявил, что будут арестованы счета и собственность 11 человек: семерых россиян и четверых украинцев. США заблокируют собственность спикера СФ Валентины Матвиенко, помощника президента Владислава Суркова, советника президента Сергея Глазьева и зампредседателя правительства Дмитрия Рогозина. В «черном списке» оказались также депутаты Госдумы Елена Мизулина и Леонид Слуцкий, а также член СФ Андрей Клишас.

Список санкционированных Вашингтоном и Евросоюзом российских чиновников не вызвал у меня больших симпатий. Не потому, что он неправильный, просто сильно нуждается в расширении. Причем не только за счет всех членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, проголосовавших за оккупацию Крыма. Владимир Путин — по должности, обнаженный по пояс, на лихом коне — вместе с кавалерией своих неправительственных друзей по влиянию обязаны встать в авангарде санкций, отвечая всем, что найдется, за свое кремлевское безумие.



