
Демографическая ситуация, усложнение современной военной техники и вооружений, необходимость экономить на армии — все эти факторы, влияющие на развитие вооруженных сил, стали определяющими для отказа от призыва. Переход к добровольческой армии стал важнейшей тенденцией последних лет: сегодня в Европе осталось всего около десятка государств, где сохранилась призывная армия. В каждом конкретном случае тому есть специфические причины. Турция и Греция видят друг в друге военных противников и готовятся к тому, чтобы резко нарастить армию в случае агрессии. Историческая память не слишком населенной Норвегии хранит воспоминания о национальном унижении, когда германские войска беспрепятственно оккупировали страну. Финляндию не отказываться от призыва заставляет опыт существования рядом с нашей страной. Сторонники призывной армии в России настаивают, что и нашему государству нужны миллионы резервистов, которые должны готовиться на призывной службе. Они игнорируют то, что Россия стремительно падает в демографическую яму: в ближайшее десять лет число юношей, ежегодно достигающих 18-летнего возраста, не будет превышать 600-650 тысяч человек (при потребности Вооруженных сил 500 тысяч в год). Российский министр обороны Сергей Шойгу обещает, правда, решительно сократить численность призывников. О конкретных цифрах сокращения он намеревался сообщить в ноябре. Однако движение к здравому смыслу неизбежно сталкивается с препятствием — требованием Путина сохранить армию численностью в миллион военнослужащих.


Думаю, теперь можно с определенной степенью уверенности назвать дату, с которой «сердюковскую» реформу Вооруженных сил можно считать похороненной. Это радостное для генералитета и так называемой «армейской общественности» событие произошло 15 ноября. В этот самый день Верховный главнокомандующий Путин провел в рязанском воздушно-десантном училище совещание по развитию военного образования. И он сам, и министр обороны Сергей Шойгу сказали много правильных слов о том, что знания и навыки будущих офицеров должны соответствовать требованиям современной войны.




На первый взгляд Сергей Шойгу резко дал задний ход. Еще месяц назад, встречаясь с членами своего Общественного совета, министр обороны сделал сенсационное заявление: «Ведомство перестает гнаться за количеством призывников и «ловить» их по военкоматам. Хотим мы этого или не хотим, но армия должна стать контрактной, либо мы должны рекрутировать призывников как минимум на пять лет. Сложность систем вооружений такова, что мы призывника хоть за год, хоть за два не подготовим к тому, чтобы он мог воевать на этом оружии». В минувшую субботу в телеинтервью каналу «Россия» Шойгу заявил нечто совершенно иное.




Сразу несколько отечественных газет решили отметить первую годовщину прихода Сергея Шойгу на должность министра обороны. Авторы в целом весьма положительно оценивают его деятельность. Особенно выделяют спокойный, уважительный к подчиненным стиль руководства, отказ от попыток ломать армии «хребет через колено». При этом, когда дело доходит до конкретики, вспоминают замечательные и, главное, сугубо принципиальные решения Сергея Шойгу: возвращение суворовцев на военные парады, отказ от приготовления пищи на учениях сторонними организациями и т.д.