С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар
Президенту Януковичу впору посочувствовать – который год человек живет в стрессе, ну и принимает импульсивные решения. Напряжение, копившееся в украинском лидере все последнее время, связанное с известной двусмысленностью — или, если хотите, многовекторностью — его политики, нашло выход в минувший четверг. Вначале Рада, не сумев выбрать из шести предложенных вариантов, так и не проголосовала за законопроект, открывающий Юлии Тимошенко возможность выезда на лечение за границу. А потом под шумные протесты стотысячного евромайдана украинский премьер Азаров пролил свет на главную интригу четвергового: Россия дала согласие на пересмотр условий газовых соглашений. Теперь у президента Януковича есть ресурсы, необходимые для переизбрания в 2015 году. После этого процесс сближения Украины с Европой наверняка продолжится.
Владимир Путин одержал еще одну безусловную и очевидную дипломатическую победу. Неожиданно для всех (включая и видных деятелей Партии регионов) украинский кабинет министров объявил о «приостановлении действий по подготовке к подписанию соглашения о свободной ассоциации с Европейским союзом». Объяснено это необходимостью «принятия мер относительно национальной безопасности Украины», а также «более детального изучения» шагов для восстановления «потерянных направлений торгово-экономических отношений с РФ и другими странами СНГ».
Интрига этой осени в Киеве была в большей степени эмоциональная, нежели геополитическая. Хотя в последнюю неделю в ней появился элемент детектива — пропажа президента! — в силу характера главных действующих лиц, все в целом тянуло скорее на комикс. Итак, все начиналось с надежды, почти экстатической, а заканчивается разочарованием, привычным, но от этого не менее болезненным. Два месяца кряду так называемые элиты и простые обыватели с некоторым даже недоумением наблюдали за тем, с какой твердостью украинские государственные мужи уклонялись от навязчивых объятий Москвы
Российско-украинский сюжет развивается по такой крутой интриге, что я не успеваю переписывать этот текст. Страницу напишу – страницу выброшу. Вроде вот оно, нащупал главное. Сижу дотемна. Но проходит вечер, и утро опровергает то, что было таким верным еще вчера. То совсем было отпустили Тимошенко, все уже «за», только она одна чего-то капризничает. То, наоборот, подвесили ей на камеру еще один замок, а все три резолюции, которые про её свободу, в Раде зарубили. И пресса вразнобой. То европейские товарищи разочаровались в Ассоциации и покинули Киев. А то вернулись, как ни в чем не бывало.




