
С того момента, как Кремль начал прямое и откровенное вмешательство в кризис на Украине иприступил каннексии Крыма, перед странами Запада встал вопрос о том, каким образом можно помешать этим действиям. Дипломатические средства не работали: не заботясь даже об элементарном правдоподобии своей интерпретации событий, Кремль манипулировал фактами, не проявляя никакой готовности к компромиссам. Санкции стали единственным средством воздействия. Рассматривались несколько вариантов: от символических мер — ареста счетов и собственности отдельных «стрелочников», до широкомасштабных ограничений по примеру санкций против Ирана (арест счетов, принадлежащих госкомпаниям, запрет на возможность использования финансовых институтов Запада). Однако как только в США и Евросоюз всерьез задумались о введении санкций, сразу обозначились серьезные проблемы. Во-первых, в результате неизбежных «ответных мер» России могли серьезно пострадать компании, ведущие бизнес в нашей стране, экономические интересы Запада в целом. Во-вторых, высказывались опасения, что слишком жесткие меры могут лишь ожесточить Кремль, вместо того чтобы вернуть его на путь реализма…

Голосование в нижней палате парламента Франции по вопросу об отмене санкций, несомненно, вызвало прилив энтузиазма в «блокадной России». И для этого энтузиазма есть определенные основания. Дело в том, что Франция — традиционно левая страна, с массовым движением за экономические права наемных работников и одновременно с хорошо развитым государственническим инстинктом. При этом многие французы воспринимают Россию исключительно через призму риторики российских политических акторов. Либеральная оппозиция России им не близка по духу, хотя они к ней и прислушиваются, а вот в государственнических высказываниях Путина они часто находят созвучные им идеи, которые подкупают своим «решительным подходом». Хотя и нельзя сказать, что они целиком доверяют российской политической системе и верят во все то, что говорится.

Минфин США приступает к изучению документов из «Панамского досье», имеющих отношение к России. Об этом с ссылкой на свои источники сообщает агентство «Блумберг». Вряд ли стоит сомневаться в том, что итогом этой ознакомительной работы станет расширение списка граждан Российской Федерации, подпадающих под ограничительные меры, ранее введенные целым рядом западных стран против некоторых наших соотечественников. Пока параметры расширения санкционного списка ясны не вполне. Американские госфинансисты довольно расплывчато говорят о «лицах, причастных к противозаконным попыткам обхода ограничительных мер».




В минувшую среду стало известно, что президент США Барак Обама решил еще на год в полном объеме продлить санкции против России. В заявлении Белого дома, выпущенном по этому поводу, в частности, говорится: «Действия и политика Российской Федерации, о которых идет речь в моих указах, продолжают представлять необычную и чрезвычайную угрозу интересам национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов…» И далее: «…действия и политика лиц, подрывающих демократические процессы и институты на Украине, угрожают ее миру, безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности, а также содействуют расхищению ее активов».




4 февраля в ходе очередной пленарной сессии Европарламент принял резолюцию, в которой прямо говорится, что санкции с России могут быть сняты только после того, как Крым вернется в состав Украины. В документе, в частности, написано: «Восстановление контроля Украины над полуостровом является одним из условий, необходимых для возобновления отношений сотрудничества с Российской Федерацией, в том числе приостановления соответствующих санкций». Из данного текста очевидным образом следует, что возвращение полуострова под юрисдикцию Украины – условие обязательное, но, отнюдь, не единственное.